ПРОФЕССИОНАЛ, ВЛЮБЛЕННЫЙ В СВОЕ ДЕЛО 

25 января 2013 г. 15:37:00
Ближний круг
 
    В Год Учителя я не могу не вспомнить о своих дедушке и бабушке, Фадеевых Николае Федоровиче и Прасковье Ивановне, всю свою жизнь посвятивших школе и детям.
    Если говорить о большой семье Фадеевых, то учителями были оба брата, их жены и сестра. Николай Федорович преподавал химию и биологию в СОШ №1, педучилище, вечерней школе. Прасковья Ивановна работала в базовой школе при педучилище, а потом в детском доме. Борис Федорович, учитель физики, вместе с женой Анной Яковлевной, преподавали в нескольких школах станицы Пролетарской. Оба брата воевали в годы Великой Отечественной войны, Борис Федорович погиб в 1943 году. Войнова Александра Федоровна (урожденная Фадеева) работала учителем немецкого языка в Буденовской средней школе и СОШ №1. Вторая жена Фадеева Николая Федоровича Новомлинцева Екатерина Алексеевна преподавала историю. Родители двоюродной сестры моей мамы тоже были учителями. Мой педагогический стаж в должности учителя английского языка насчитывает 18 лет. Мой сын тоже окончил пединститут по специальности – изобразительное искусство. Вот такая у нас многочисленная учительская семья, целая династия.
    Статья эта обращена, в первую очередь, к тем, кто помнит моих близких, кто сегодня стоит перед выбором своего жизненного пути, а также к людям неравнодушным, задумывающимся над вопросами: "Что происходит с нашей школой?", "Кто виноват?" и "Что делать?" Я, например, часто размышляю о том, почему профессия учителя потеряла свой престиж? Ведь почему большинство ребят в настоящее время поступают в пединституты? Да потому, что туда легче поступить. А сколько из них приходят в школу после окончания пединститутов? Единицы, да и те задерживаются ненадолго. Конечно, трудно работать в современной школе. Зарплата далеко не такая, как в других сферах деятельности. Но когда она была большой? Большим был авторитет учителя.
    Я помню, дочь, учась еще в начальной школе, как-то мне возразила: "Мама, но ведь учительница же сказала". Для неё авторитет учителя был непререкаем. А ведь прошло всего каких-то 15 лет… Мы никогда не позволяли своим детям плохо говорить о школе, об учителях. А что мы видим и слышим сейчас повсеместно по телевидению и в других средствах массовой информации? Ведь не секрет, что школу ругают все, кому не лень. И родители, к сожалению, в том числе, не осознавая, что тем самым "рубят сук, на котором сидят". Сначала они нивелируют авторитет учителя, а потом – и свой собственный. Ребенок делает для себя вывод, что взрослых можно критиковать, не слушать, не выполнять их требования. Такие горе-родители, видно, забыли, что сами выросли на авторитете учителя, выучились, получили профессию. Они не понимают, что одной критикой не решить проблемы, возникающие у ребенка в школе. Тут нужны совместные усилия школы и семьи.
    На мой взгляд, говорить детям о школе нужно с самого раннего возраста, играть с ними в ролевые игры. Ведь не играют наши дети в "школу", в "библиотеку", как мы в детстве. Разве что в компьютерные игры. Может быть, поэтому нам легко было определиться с профессией. А что происходит сейчас? Уже в 11 классе перед самыми экзаменами выпускники мечутся, не зная, куда пойти учиться. И в итоге выбирают те вузы, куда легче поступить или меньше платить за обучение. Один пример. Накануне Дня учителя в школах проходит день самоуправления, т.е. ученики проводят уроки вместо учителей, так называемые учителя-дублеры. Та же ролевая игра. Вот высказывание одной девочки после проведенных трех уроков: "Я не думала, что так трудно работать учителем, но мне понравилось". В итоге она не только задумалась о будущей профессии, но и, наверное, другими глазами стала смотреть на  учителей.
    Принято ругать сейчас все, что было раньше. А достигла бы российская наука таких высот, получила бы мировое признание, если бы наши ученые учились в плохих школах у плохих учителей? Ругают старую авторитарную школу, создают новые модели обучения и воспитания, основываясь на демократических принципах. Но демократия – это не анархия, когда все можно и все дозволено. Посмотрите, в какой школе добиваются больших успехов? Да там, где действует авторитет директора, где ценят и уважают учителя, создают ему условия для творчества, где здоровый моральный климат в коллективе. Может быть, действительно, не нужно "рушить все до основания", а бросить внимательный взгляд в прошлое и взять оттуда все лучшее, что было, и, используя современные достижения науки и техники, поднять школу на прежнюю высоту?
    Вот почему я решила написать о своем дедушке. Часто мысленно я обращаюсь к нему, как бы он поступил в той или иной ситуации. К сожалению, я мало общалась с ним при жизни в силу объективных обстоятельств. Мои родители после окончания институтов уехали по направлению в Казахстан, где мы прожили 40 лет. Но и тех редких встреч, когда мы приезжали в отпуск, хватило, чтобы понять, что он – человек высоких моральных качеств, настоящий интеллигент. Он никогда не позволял себе окрика, оскорбительных высказываний в чей-либо адрес, всегда предельно вежлив, внимателен к окружающим. По его делам, по тому, что он оставил после себя, я могу судить, что он был высоким профессионалом, влюбленным в свое дело. Я думаю, именно за эти моральные и деловые качества, а также за долголетний (до 75 лет) плодотворный труд на педагогическом поприще он был награжден высшим учительским званием – "Заслуженный учитель школ РСФСР". И, действительно, вполне заслуженно.
    Он хотел и сделал то место, где жил, самым лучшим. Ведь, если верить статистике, 30 лет назад наш Пролетарск считался самым зеленым городом Ростовской области. И в этом огромная заслуга и моего дедушки. Именно по его инициативе и под его руководством был разбит плодовый сад и пришкольный участок на территории средней школы №1. А где он теперь? Вырубили. А что вместо него? Ничего. Пустырь. А на территории педучилища (теперь гимназия №3) под руководством опять же Фадеева Н.Ф. был высажен сад-дендрарий. Его тоже нет.  Даже березы, такая редкость в наших местах, кому-то помешали.
    Приведу вам несколько цифр из "Дневника учебной и внеклассной работы учащихся Пролетарского педагогического училища":
"1. На площади0,6 гапосажен и выращен плодово-ягодный сад, виноградник и заложен питомник древесных и кустарниковых пород с количеством растений:
а) плодовых деревьев – 320;
б) ягодных кустарников – 255;
в) кустов винограда – 45.
2. На площади1,7 гапосажен дендрарий с количеством растений:
а) деревьев – 1500;
б) кустарников – 6050.
3. На территории Пролетарского ЛЗС на площади80 гапосажен дуб.
4. Выращено в питомнике и передано для озеленения станицы Пролетарской 685 саженцев древесных пород".
Вдумайтесь в эти цифры. Не за эти ли зеленые насаждения мы любили наш город? Лично я – именно за это. Я родилась здесь и за те 10 лет, что здесь живу, уже посадила более 30 деревьев. Считаю, что это дань памяти моему дедушке и некая компенсация за вырубленные деревья в нашем городе. А ведь именно с посадки цветка, дерева начинается любовь к своему родному краю. Чего мы ждем от наших детей? Чтобы они росли добрыми, чуткими. Но ведь недостаточно только говорить: "Не рви цветы! Не ломай ветки!  Не обижай животных!" Надо привить им любовь и воспитать ответственность ко всему живому на земле. К сожалению, в современных детях этого нет.
    Однажды я была свидетелем дикой сцены. Прямо у крыльца школы два мальчика играли в футбол… полуживой вороной. На мое замечание последовала неадекватная реакция. Один из мальчишек наступил ногой на голову птицы и начал вращать ею, с усмешкой наблюдая за моей реакцией. Признаюсь честно, я еле сдержалась. Что вырастет из этого мальчика? Да, ничего хорошего. Моральный уродец, каких в наше время, к сожалению, много. Сегодня – ворона, завтра – собака или кошка, а послезавтра – человек. В этом виноваты мы, взрослые, что так мало об этом говорим с детьми, а еще меньше делаем. Ведь слово, не подкрепленное делом, пустое слово.
    Почему у школ забрали пришкольные участки? Где учителя биологии должны показывать то, что они изучают на уроках? Где станция юных натуралистов? А ведь все это было в Пролетарске. К нам даже приезжали за опытом из других районов Сальской группы. Я снова мысленно обращаюсь к своему дедушке. Он со своими учениками занимался селекционной и исследовательской работой. Я больше, чем уверена (к сожалению, у меня нет точных данных), что у Николая Федоровича остались последователи, продолжатели его дела. Зато я знаю точно, что любимая ученица Войновой Александры Федоровны, Екатерина Тимофеевна Коробкина, тоже стала учителем и уже более 30 лет служит школе.
    Мой дедушка слыл разносторонним человеком. Он отлично знал все естественно-научные дисциплины: химию, физику, биологию, астрономию. Увлекался космонавтикой. А ещё прекрасно рисовал, писал маслом. К сожалению, почти не сохранилось его картин. Но, к счастью, его талант продолжает жить в моем брате, в моем сыне. Николай Федорович также был лектором общества "Знание", занимался просветительской работой. Я думаю, что такой человек заслуживает того, чтобы о нем вспомнили в юбилейный для него год – 110 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти. Этот год знаменателен для всех российских учителей. И, пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег Пролетарского района и пожелать крепкого здоровья и больших творческих удач.
    Николай Федорович Фадеев достойно отмечен не только за свой педагогический труд. За огромную общественную работу ему было присвоено звание "Почетный гражданин г.Пролетарска". Он участвовал в Великой Отечественной войне и имеет многие правительственные награды. Я горжусь своим дедушкой. Для меня это идеал не только учителя, но и человека. Будучи замечательным отцом, он воспитал двоих детей, рассказ о которых заслуживает отдельной публикации (детский врач и инженер-строитель). Для меня и моего брата он был самым лучшим дедушкой на свете, у которого мы многому научились. Светлая память о нем всегда останется в наших сердцах.

 

И.М.КАПИТАНЮК, учитель английского языка гимназии №3.

Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2019 Официальный портал Администрации Пролетарского района Ростовской области